6 июня 1944 г. началась высадка союзников в Нормандии. 23 июня советские войска перешли в широкомасштабное наступление на центральном участке фронта (см. Операция «Багратион»). Немецкая армия, оказавшаяся в катастрофическоми положении под двойным ударом, начала стремительно откатываться и на Западе, и на Востоке. 28 июня был освобожден Могилев, 3 июля - Минск, 13 июля - Вильнюс, 27 июля - Львов. Целью советских войск был выход к рубежам Висла-Нарев. Уже 29 июля войска 1-го Украинского фронта форсировали Вислу в районе Сандомира.

Люблинский комитет и лондонское правительство

21 июля в освобожденном приграничном городе Хелм советскими властями был создан Польский комитет национального освобождения из представителей левых партий под руководством коммунистов, который принял на себя функции временного правительства Польши. Вслед за тем комитет перебрался в Люблин и был известен под именем «Люблинского комитета».
Между тем, в Лондоне существовало правительство Польши в изгнании во главе со Станиславом Миколайчиком. В качестве правопреемника довоенного национального правительства, оно (в соответствии с международным правом) признавалось как в Польше, так и за рубежом легитимным представителем польского народа до проведения новых выборов. Лондонскому правительству и его представительству в Польше - Делегатуре подчинялись некоммунистические структуры антифашистского Сопротивления, прежде всего военная организация - т.н. «Армия страны» (Армия крайова), главнокомандующим которой являлся генерал Тадеуш Коморовский (подпольная кличка «Бур»); его помощником являлся комендант Варшавского военного округа полковник Антони Хрусцель («Монтер»). СССР порвал с польским правительством дипломатические отношения в апреле 1943 г. из-за того, что оно потребовало расследования убийства в Катыни.

Операция «Бужа»

«Делегатура» разработала план одновременного выступления Армии Крайовой при приближении сил Красной Армии (план «Бужа», т.е. «Буря»). План был рассчитан на то, что польские силы сумеют освободить основные города, и прежде всего Варшаву, до вступления в них советских войск и таким образом явочным порядком установят там национальную власть, с которой придется считаться советским военным властям. Общий приказ о начале операции «Бужа» был отдан 20 июля, с вступлением Красной армии на польскую территорию. Однако план, как оказалось, был построен на переоценке своих сил. В Вильне и Львове «АК» достигла частичного успеха, но немедленно по вступлении в города советских войск её отряды были разоружены, а командование арестовано. Основное внимание АКовцев было сосредоточено на Варшаве, которую считалось необходимым во что бы то ни стало освободить от немцев к моменту вступления в неё советских войск, которые бы застали в столице уже действующие органы государственной власти. В свою очередь Москва, не зная об этом, сама транслировала к варшавянам по радио призывы к восстанию против немцев 29 июля московская радиостанция прямо заявляла, что «сейчас уже слышен гул пушек освобождения». «Для Варшавы, которая не сдалась, а продолжала бороться, уже настал час действовать», говорилось в радиопередаче призывавшей к «прямой активной борьбе в Варшаве, на улицах, в домах и т.д.».

Начало восстания

31 июля, когда передовые силы Красной Армии приближались к расположенному на восточном берегу Вислы варшавскому району Прага, генерал Бур-Коморовский отдал приказ о начале восстания. К операции, которая началась после обеда 1 августа под командованием «Монтёра», приступили приблизительно 23 тыс. солдат АК, однако из вооружения имелось только 1 тыс. винтовок, 1700 пистолетов, 300 автоматов, 67 пулемётов и очень ограниченное количество боеприпасов. В течение первых дней боев повстанцы захватили много стратегически важных объектов и со временем их число увеличивалось до 34 тыс. В частности, 5 августа повстанцы взяли концлагерь Генсиувка и освободили 383 заключённых, в том числе 348 евреев. Большая часть из них присоединилась к повстанцам.